Архиепископ Аверкий (Таушев Александр Павлович) (1906 — 1976)
Родился в 1906 г. в Казани в семье правительственного чиновника. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1951 г. — преподаватель в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле (США). Посвящен в епископы в 1953 г. Архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1960 по 1976 гг. был настоятелем Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США) и ректором семинарии. Скончался в 1976 г.
Первые два абзаца статьи
В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.
НА ГОРЕ.ru Свято-Ильинский храм, г. Выборг, Ленинградская область
... Первое видение – это явление св. Иоанну Некоего "Подобнаго Сыну Человеческому". Громкий голос, подобный трубному, который Иоанн услышал позади себя, принадлежал Ему. Он называл себя не по-еврейски, а по-гречески: Алфа и Омега, Первый и Последний. Евреям в Ветхом Завете Он открыл Себя под именем "Иегова", что значит: "От начала Существующий", или "Сущий", а здесь Он означает Себя начальной и последней буквами греческого алфавита, указывая тем, что Он содержит в Себе, подобно Отцу, все существующее во всех явлениях бытия от начала до конца. Характерно, что Он объявляет Себя здесь как бы под новым и притом греческим именем "Алфа и Омега", как бы желая показать, что Он есть Мессия для всех народов, говоривших тогда повсюду на греческом языке и пользовавшихся греческой письменностью.
Беседа с Самарянкой
(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Луки 4:14; Иоан. 4:1-42).
... Путь Господа лежал через Самарию — область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился город Самария, бывшая столица Израильского государства. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРИШЕСТВИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 3. ЗАЧАТИЕ ПРЕДТЕЧИ ХРИСТОВА ИОАННА
(Луки 1:1-25)
... Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Очевидно он, как один из немногих лучших людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, только формально почитавших Иегову, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия. ...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. 3. СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОСТ И ИСКУШЕНИЕ ОТ ДИАВОЛА
(Матф. 4:1-11; Марк. 1:12-13; Лук. 4:1-13)
Какой смысл в этом искушении Господа от диавола? Пришедши на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их сразу одним дыханием уст Своих, но надо знать и помнить, что дела диавола коренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь явился спасти, не лишая свободы, этого величайшего дара Божия человеку, созданному не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым бессознательным инстинктом, но свободной разумной личностью. В отношении к Божеству Иисуса Христа это искушение было борьбой духа зла с Сыном Божиим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков знания и счастия. Это искушение было подобно тому искушению Иеговы, которое позволили себе израильтяне в Рефидиме (Исх. 17: 1-7), ропща за недостаток воды: "Есть ли Господь среди нас или нет?" Так и диавол начинает свое искушение словами: "Если Ты Сын Божий". И как о сынах Израиля Псалмопевец говорит, что они искушали Господа в пустыне, так и диавол искушал Сына Божия с намерением раздражить Его, прогневить, укорить и оскорбить (Псал. 77:40-41). Главным же образом искушение направлялось против человеческой природы Иисуса, на которую диавол надеялся простереть свое влияние, совратить ее волю на ложный путь. ...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.
ВЫХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И СОБЫТИЯ ЕГО ЖИЗНИ ДО ПЕРВОЙ ПАСХИ
5. ОТШЕСТВИЕ ГОСПОДА В ГАЛИЛЕЮ И БЕСЕДА ЕГО С САМАРЯНКОЙ
(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
... Все четыре Евангелиста говорят об отшествии Господа. ...
... О имевшей место по пути в Галилею беседе Господа с самарянкой повествует только один Евангелист Иоанн. Путь Господа лежал через Самарию - область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился г. Самария, бывшая столица царства Израильского. Ассирийский царь Сал-манассар покорил это царство, отвел израильтян в плен, а на место их поселил язычников из Вавилона и др. мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисеево, поклонялись Иегове, но не оставляли служения и своим богам. Когда иудеи возвратились из плена вавилонского и начали восстанавливать иерусалимский храм, самаряне хотели принять в том участие, но не были допущены иудеями и поэтому выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания: за это иудеи считали их хуже язычников и всячески избегали иметь с ними какое бы то ни было общение, гнушаясь ими и презирая их. ...
22. БЕСЕДА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА С ИУДЕЯМИ В ХРАМЕ
(Иоан. 8:12:59)
В этой беседе, происходившей, видимо, также на другой день после окончания праздника Кущей, Господь применил к Себе другой образ из истории странствования евреев по пустыне - образ огненного столпа, чудесно освещавшего путь евреям ночью. В этом столпе был Ангел Иеговы, в котором св. отцы видят второе лицо Пресвятой Троицы. Господь и начинает эту беседу словами: "Аз есмь свет миру". Как в Ветхом завете огненный столп указывал евреям путь из Египта к лучшей жизни в земле Обетованной, так Христос в Новом завете указывает уже не одним евреям, а всему человечеству путь из области греха к вечной блаженной жизни. ...
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
1. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ
(Матф. 21:1-11; Мрк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Иоан. 12:12-19)
... Далее из совмещения повествований всех Евангелистов можно составить себе следующую общую картину: "Приближающужеся Ему уже к нисхождению горе Елеонстей" (Лук. 19:37), т.е., когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, "начаша все множество ученик, радующеся хвалити Бога гласом велиим" за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса - "о всех силех, яже видеша". К этому добавляет св. Иоанн: "Народ мног, пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваия от финик и изыдоша в сретение Ему" (Иоан. 12:12-13). Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое от Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей этой народной массы, который вылился в радостных и громогласных кликах: "Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!" "Осанна" в буквальном переводе с древне-еврейского языка значит: "Спаси же", "даруй спасение". Это восклицание употреблялось, как выражение радости и благословения на подобие нынешнего: "Да здравствует". "Осанна в вышних" - пожелание чтобы и на небе было принесено в дар Царю Израилеву, Сыну Давидову, то же радостное восклицание "Осанна". "Благословен грядый во имя Господне" - значит: "достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочием заменять его (сравни Иоан. 5:43). Еванг. Марк присоединяет к этому еще восклицание: "Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида". ...
Красна Русь
Крещение евнухa
(8:26-40)
... Ангел Господень повелел Филиппу идти нa полдень, то есть нa юг, нa дорогу, идущую из Иерусaлимa в Гaзу. Гaзa - один из древнейших глaвных пяти городов филистимских, нaходившийся к юго-зaпaду от Иерусaлимa, близ Средиземного моря. Исполнив повеление Ангелa, Филипп встретил нa дороге едущего в колеснице человекa, которого Дееписaтель определяет тремя чертaми: это был эфиоплянин, евнух и вельможa цaрицы. То обстоятельство, что он читaл книгу пророкa Исaии, не дaет еще прaвa предполaгaть его еврейское происхождение, тaк кaк он мог читaть эту книгу и в греческом переводе 70 толковников, что подтверждaется и особенностями текстa, приведенного в 32-33 стихaх. Слово "евнух" ознaчaет собственно скопцa. Тaковыми были нa Востоке смотрители нaд цaрскими гaремaми; евнухов чaсто брaли нa высшие госудaрственные должности, почему евнухaми чaсто нaзывaлись тaкже знaтные вельможи и не бывшие скопцaми. Скопец из язычников по зaкону Моисееву не мог быть принят в общество Иеговы, но мог быть прозелитом второй степени - прозелитом врaт. Тaков, вероятно, и был этот вельможa, зaнимaвший высокую должность при цaрице, в кaчестве хрaнителя всех ее сокровищ, a потому, по восточным обычaям, несомненно бывший скопцом. Эфиопией в то время нaзывaлaсь стрaнa, лежaвшaя к югу от Египтa, где ныне нaходится Абиссиния и Нубия. Стрaнa этa упрaвлялaсь женщинaми и, кaк в соседнем Египте все цaри нaзывaлись фaрaонaми, тaк в Эфиопии все цaрицы нaзывaлись кaндaкиями. Нaселение этой стрaны принaдлежaло к семитической рaсе и говорило языком, близким к древнеaрaбскому, но оно было языческое. Это были кушиты, чaсто упоминaемые в Ветхом Зaвете.
... В минувшем 1972 году исполнилось ровно сто лет со дня рождения этого подлинного столпа современной нашей Российской Церкви, и как-то больно и странно, что никто из нас, живущих на свободе заграницей, не удосужился отметить этот юбилей. Принимаем на себя эту священную обязанность и постараемся выполнить ее, как наш первостепенной важности долг перед его драгоценной для нас памятью.
... Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский – с таким титулом он в 1920 году выехал из России в эмиграцию – в миру Василий Димитриевич Быстров, родился 1-го января 1972 (точнее 1873) года в селе Подмошье Санкт-Петербургской губернии и был сыном местного сельского священника. По окончании Духовного Училища и Духовной Семинарии, он первым по экзаменационному списку поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Учась в Академии и переходя с курса на курс первым по успехам, он в 1896 году окончил свое академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 году он был назначен исправляющим должность доцента Академии по кафедре Библейской истории. В 1898 году пострижен в монашество и вскоре рукоположен в иеромонахи. В 1901 году возведен в сан Архимандрита и определен исправляющим должность Инспектора Академии. В 1905 году удостоен степени Магистра Богословия за сочинение под заглавием: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя Иегова». В том же году возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности Инспектора Академии.
Информационный листок Южно-Российской Епархии РПЦЗ
25. ПОГИБЕЛЬ ИУДЫ ПРЕДАТЕЛЯ
(Матфея 27:3-10)
... Пророк [Захария] был поставлен Богом, чтобы, как представитель Верховного Пастыря Бога, пасти овец дома Израилева. Иудеи не внимали пророку, т.е. не внимали Самому Богу. Чтобы наглядно показать иудеям, как мало они ценят попечение о них пророка и, следовательно, Самого Бога, Бог повелевает пророку спросить их: какую дадут они плату ему за пастырские труды его? Они дали ему цену раба - 30 сребреников, т.е. оценили труды для них пророка и, следовательно, Самого Бога, как ничтожные, как труды раба. Тогда Бог сказал пророку: брось это для горшечника, сию высокую (ирония, конечно) цену, какою Я оценен у них. И взял я, говорит пророк, тридцать сребреников и бросил их в дом Иеговы для горшечника (Зах. 11:11-12). Это пророчество исполнилось в предании Господа Иисуса Христа. Доброго Пастыря своего Иисуса Христа иудеи оценили в 30 сребреников - ценою раба - и на эти деньги купили потом поле у горшечника.
Павловская Слобода
Архиепископ Аверкий (Таушев).
НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ О САМАРЯНЫНЕ.
БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ.
Первые два абзаца статьи
В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.
Арихиепископ Аверкий Таушев
"Руководство к изучению Священного Писания"
НА ГОРЕ.ru Свято-Ильинский храм, г. Выборг, Ленинградская область
Архиепископ Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
Великая пятница
"Быша бо сия", т.е. не только прободение ребра, но и то, что у Господа не были перебиты голени, "да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него". Это было предуказано в кн. Исход 12:46: Пасхальный агнец, прообразовавший Господа Иисуса Христа, должен был быть снедаем без сокрушения костей, а все оставшееся должно было быть предано огню. "И паки другое Писание глаголет: "воззрят Нань, Егоже прободоша" - это заимствовано из кн. пр. Захарии 12:10. В этом месте Иегова в лице Мессии представляется, как пронзенный народом своим, и этот самый народ при взгляде на пронзенного представляется приносящим пред Ним покаяние с плачем и рыданием. Эти слова постепенно исполнялись на иудеях, коими Господь был предан смерти, и будет исполняться до кончины мира, перед которой произойдет всеобщее обращение иудеев ко Христу, как предрекает это св. ап. Павел в Римл. 11:25-26.
Копия с сайта Магия, Мистика, Религия
Глава первая
НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ
... Первое видение – это явление св. Иоанну Некоего "Подобнаго Сыну Человеческому". Громкий голос, подобный трубному, который Иоанн услышал позади себя, принадлежал Ему. Он называл себя не по-еврейски, а по-гречески: Алфа и Омега, Первый и Последний. Евреям в Ветхом Завете Он открыл Себя под именем "Иегова", что значит: "От начала Существующий", или "Сущий", а здесь Он означает Себя начальной и последней буквами греческого алфавита, указывая тем, что Он содержит в Себе, подобно Отцу, все существующее во всех явлениях бытия от начала до конца. Характерно, что Он объявляет Себя здесь как бы под новым и притом греческим именем "Алфа и Омега", как бы желая показать, что Он есть Мессия для всех народов, говоривших тогда повсюду на греческом языке и пользовавшихся греческой письменностью.
Автор: Таушев Аверкий Архиепископ
Книга: "Четвероевангелие"
Страница 16
Беседа с Самарянкой
(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Луки 4:14; Иоан. 4:1-42).
... Путь Господа лежал через Самарию — область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился город Самария, бывшая столица Израильского государства. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.
Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954 г.
Данный труд принадлежит главе джорданвилльского богословского направления архиепископу Аверкию Сиракузскому и Троицкому, многолетнему настоятелю Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Владыка Аверкий был духовным сыном архиепископа Феофана Полтавского. Владыка Аверкий преподавал ряд предметов в джорданвилльской духовной семинарии, в том числе и Новый Завет, лекции по которому, читанные в 1951-1953 годах, и легли в основу данной книги. Особенность богословия владыка Аверкия в его вероучительной чистоте и верности святоотеческой традиции. Данная книга в настоящее время является учебником по Новому Завету в Свято-Троицкой семинарии, Джорданвилль.ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРИШЕСТВИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 3. ЗАЧАТИЕ ПРЕДТЕЧИ ХРИСТОВА ИОАННА
(Луки 1:1-25)
... Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Очевидно он, как один из немногих лучших людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, только формально почитавших Иегову, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия. ...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. 3. СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОСТ И ИСКУШЕНИЕ ОТ ДИАВОЛА
(Матф. 4:1-11; Марк. 1:12-13; Лук. 4:1-13)
Какой смысл в этом искушении Господа от диавола? Пришедши на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их сразу одним дыханием уст Своих, но надо знать и помнить, что дела диавола коренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь явился спасти, не лишая свободы, этого величайшего дара Божия человеку, созданному не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым бессознательным инстинктом, но свободной разумной личностью. В отношении к Божеству Иисуса Христа это искушение было борьбой духа зла с Сыном Божиим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков знания и счастия. Это искушение было подобно тому искушению Иеговы, которое позволили себе израильтяне в Рефидиме (Исх. 17: 1-7), ропща за недостаток воды: "Есть ли Господь среди нас или нет?" Так и диавол начинает свое искушение словами: "Если Ты Сын Божий". И как о сынах Израиля Псалмопевец говорит, что они искушали Господа в пустыне, так и диавол искушал Сына Божия с намерением раздражить Его, прогневить, укорить и оскорбить (Псал. 77:40-41). Главным же образом искушение направлялось против человеческой природы Иисуса, на которую диавол надеялся простереть свое влияние, совратить ее волю на ложный путь. ...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.
ВЫХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И СОБЫТИЯ ЕГО ЖИЗНИ ДО ПЕРВОЙ ПАСХИ
5. ОТШЕСТВИЕ ГОСПОДА В ГАЛИЛЕЮ И БЕСЕДА ЕГО С САМАРЯНКОЙ
(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
... Все четыре Евангелиста говорят об отшествии Господа. ...
... О имевшей место по пути в Галилею беседе Господа с самарянкой повествует только один Евангелист Иоанн. Путь Господа лежал через Самарию - область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился г. Самария, бывшая столица царства Израильского. Ассирийский царь Сал-манассар покорил это царство, отвел израильтян в плен, а на место их поселил язычников из Вавилона и др. мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисеево, поклонялись Иегове, но не оставляли служения и своим богам. Когда иудеи возвратились из плена вавилонского и начали восстанавливать иерусалимский храм, самаряне хотели принять в том участие, но не были допущены иудеями и поэтому выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания: за это иудеи считали их хуже язычников и всячески избегали иметь с ними какое бы то ни было общение, гнушаясь ими и презирая их. ...
22. БЕСЕДА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА С ИУДЕЯМИ В ХРАМЕ
(Иоан. 8:12:59)
В этой беседе, происходившей, видимо, также на другой день после окончания праздника Кущей, Господь применил к Себе другой образ из истории странствования евреев по пустыне - образ огненного столпа, чудесно освещавшего путь евреям ночью. В этом столпе был Ангел Иеговы, в котором св. отцы видят второе лицо Пресвятой Троицы. Господь и начинает эту беседу словами: "Аз есмь свет миру". Как в Ветхом завете огненный столп указывал евреям путь из Египта к лучшей жизни в земле Обетованной, так Христос в Новом завете указывает уже не одним евреям, а всему человечеству путь из области греха к вечной блаженной жизни. ...
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
1. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ
(Матф. 21:1-11; Мрк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Иоан. 12:12-19)
... Далее из совмещения повествований всех Евангелистов можно составить себе следующую общую картину: "Приближающужеся Ему уже к нисхождению горе Елеонстей" (Лук. 19:37), т.е., когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, "начаша все множество ученик, радующеся хвалити Бога гласом велиим" за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса - "о всех силех, яже видеша". К этому добавляет св. Иоанн: "Народ мног, пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваия от финик и изыдоша в сретение Ему" (Иоан. 12:12-13). Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое от Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей этой народной массы, который вылился в радостных и громогласных кликах: "Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!" "Осанна" в буквальном переводе с древне-еврейского языка значит: "Спаси же", "даруй спасение". Это восклицание употреблялось, как выражение радости и благословения на подобие нынешнего: "Да здравствует". "Осанна в вышних" - пожелание чтобы и на небе было принесено в дар Царю Израилеву, Сыну Давидову, то же радостное восклицание "Осанна". "Благословен грядый во имя Господне" - значит: "достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочием заменять его (сравни Иоан. 5:43). Еванг. Марк присоединяет к этому еще восклицание: "Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида". ...
Красна Русь
Архиепископ Таушев Аверкий
Книга Деяний Святых Апостолов
Страница 14Крещение евнухa
(8:26-40)
... Ангел Господень повелел Филиппу идти нa полдень, то есть нa юг, нa дорогу, идущую из Иерусaлимa в Гaзу. Гaзa - один из древнейших глaвных пяти городов филистимских, нaходившийся к юго-зaпaду от Иерусaлимa, близ Средиземного моря. Исполнив повеление Ангелa, Филипп встретил нa дороге едущего в колеснице человекa, которого Дееписaтель определяет тремя чертaми: это был эфиоплянин, евнух и вельможa цaрицы. То обстоятельство, что он читaл книгу пророкa Исaии, не дaет еще прaвa предполaгaть его еврейское происхождение, тaк кaк он мог читaть эту книгу и в греческом переводе 70 толковников, что подтверждaется и особенностями текстa, приведенного в 32-33 стихaх. Слово "евнух" ознaчaет собственно скопцa. Тaковыми были нa Востоке смотрители нaд цaрскими гaремaми; евнухов чaсто брaли нa высшие госудaрственные должности, почему евнухaми чaсто нaзывaлись тaкже знaтные вельможи и не бывшие скопцaми. Скопец из язычников по зaкону Моисееву не мог быть принят в общество Иеговы, но мог быть прозелитом второй степени - прозелитом врaт. Тaков, вероятно, и был этот вельможa, зaнимaвший высокую должность при цaрице, в кaчестве хрaнителя всех ее сокровищ, a потому, по восточным обычaям, несомненно бывший скопцом. Эфиопией в то время нaзывaлaсь стрaнa, лежaвшaя к югу от Египтa, где ныне нaходится Абиссиния и Нубия. Стрaнa этa упрaвлялaсь женщинaми и, кaк в соседнем Египте все цaри нaзывaлись фaрaонaми, тaк в Эфиопии все цaрицы нaзывaлись кaндaкиями. Нaселение этой стрaны принaдлежaло к семитической рaсе и говорило языком, близким к древнеaрaбскому, но оно было языческое. Это были кушиты, чaсто упоминaемые в Ветхом Зaвете.
Священной памяти Высокопреосвященнейшего Феофана,
Архиепископа Полтавского и Переяславского... В минувшем 1972 году исполнилось ровно сто лет со дня рождения этого подлинного столпа современной нашей Российской Церкви, и как-то больно и странно, что никто из нас, живущих на свободе заграницей, не удосужился отметить этот юбилей. Принимаем на себя эту священную обязанность и постараемся выполнить ее, как наш первостепенной важности долг перед его драгоценной для нас памятью.
... Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский – с таким титулом он в 1920 году выехал из России в эмиграцию – в миру Василий Димитриевич Быстров, родился 1-го января 1972 (точнее 1873) года в селе Подмошье Санкт-Петербургской губернии и был сыном местного сельского священника. По окончании Духовного Училища и Духовной Семинарии, он первым по экзаменационному списку поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Учась в Академии и переходя с курса на курс первым по успехам, он в 1896 году окончил свое академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата. В 1897 году он был назначен исправляющим должность доцента Академии по кафедре Библейской истории. В 1898 году пострижен в монашество и вскоре рукоположен в иеромонахи. В 1901 году возведен в сан Архимандрита и определен исправляющим должность Инспектора Академии. В 1905 году удостоен степени Магистра Богословия за сочинение под заглавием: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя Иегова». В том же году возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности Инспектора Академии.
Информационный листок Южно-Российской Епархии РПЦЗ
РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА
Последние дни земной жизни Господа
Великая Пятница25. ПОГИБЕЛЬ ИУДЫ ПРЕДАТЕЛЯ
(Матфея 27:3-10)
... Пророк [Захария] был поставлен Богом, чтобы, как представитель Верховного Пастыря Бога, пасти овец дома Израилева. Иудеи не внимали пророку, т.е. не внимали Самому Богу. Чтобы наглядно показать иудеям, как мало они ценят попечение о них пророка и, следовательно, Самого Бога, Бог повелевает пророку спросить их: какую дадут они плату ему за пастырские труды его? Они дали ему цену раба - 30 сребреников, т.е. оценили труды для них пророка и, следовательно, Самого Бога, как ничтожные, как труды раба. Тогда Бог сказал пророку: брось это для горшечника, сию высокую (ирония, конечно) цену, какою Я оценен у них. И взял я, говорит пророк, тридцать сребреников и бросил их в дом Иеговы для горшечника (Зах. 11:11-12). Это пророчество исполнилось в предании Господа Иисуса Христа. Доброго Пастыря своего Иисуса Христа иудеи оценили в 30 сребреников - ценою раба - и на эти деньги купили потом поле у горшечника.
Павловская Слобода
Все материалы, находящиеся на данном сайте,
были найдены в сети Интернет, как свободно
распространяемые или добавленые
пользователями Интернета.
Сайт pravmir.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий